Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида № 20 «Рябинушка» с. Александровского
Воспитатель: Ткачёва Т.Н.
2022 г.
Тема: «Осеннее дерево»
Цель: формировать умение создавать выразительный образ плоскостных осенних деревьев в технике «пластилиновая живопись».
Задачи по образовательным областям
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Приобщение к искусству»
- Продолжать формировать интерес к живописи.
- Развивать эстетические чувства, эстетический вкус.
- Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.
«Изобразительная деятельность»
- Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира;
- совершенствовать умение выполнять работу в технике «пластилиновая живопись»:
- упражнять в подборе нужного цвета;
- развивать умение детей выкладывать на картоне силуэтдереваиз пластилиновых жгутиков (колбасок);
- закреплять умение отщипывать кусочек пластилина и лепить мелкие детали:
- развивать мелкую моторику рук и координацию движений, воображение, творчество;
- воспитывать эстетический вкус, чувство товарищества и взаимопомощи;
- Закреплять навыки аккуратной лепки.
«Музыкальная деятельность»
- Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё.
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Развитие когнитивных способностей»
- Учить выполнять правила игры.
- Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.
Ознакомление с окружающим миром
- Продолжать развивать интерес детей к миру природы, расширять и уточнять их представления.
- Создавать условия для проявления инициативы и творчества в ее познании.
- Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе в осенний период времени.
- Воспитывать любовь к природе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование первичных ценностных представлений
- Продолжать воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и возможностях.
- Развивать инициативность, поддерживать проявление инициативы во всех видах детской деятельности.
Развитие коммуникативных способностей
- Развитие общения, готовности к сотрудничеству.
Развитие регуляторных способностей
- Развивать целенаправленность и саморегуляцию собственных действий; воспитывать усидчивость.
- Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивающая речевая среда.
- Продолжать развивать речь как средство общения.
- Развивать умение поддерживать беседу.
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой, правильной речи.
«Приобщение к художественной литературе»
- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
- Учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения; отгадывать загадки.
- Воспитывать чуткость к художественному слову.
Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическая культура»
- Продолжать формировать правильную осанку.
Предварительная работа: длительное наблюдение на прогулке за деревьями, чтение стихов на тему «Осень», рассматривание осенних деревьев и осенних листьев, беседа о красках осени, подготовка картонных кленовых листьев.
Материал и оборудование: стеки, пластилин, дощечки, картонные кленовые листья на каждого ребенка, плакат «Осень», кленовые листья, ИКТ.
Методы и приёмы: мотивация, беседа, игра, музыкальное сопровождение, рассматривание иллюстраций, рефлексия.
Словарная работа: осеннее дерево, разноцветные листья, листопад.
Индивидуальная работа: с Эвелиной, Магомедрасулом, Богданом - закреплять умение раскатывать тонкие жгутики (колбаски), делить на части.
Ход:
Мотивация
Ребята, давайте встанем в круг, прежде чем мы начнем работу, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (Осень)
Воспитатель:
- Ребята, осень самое красивое. Перед долгой зимой природа дарит нам волшебные дни.
- Давайте посмотрим в окно и вспомним приметы осени (дни становятся короче, а ночи длиннее, чаще идут дожди, облетает листва)
- Верно. Такие признаки характерны для осени. Деревья стоят нарядные, одетые в разноцветные листочки. Осень самое нарядное время года. Она даже пахнет особенно: лесными грибами, сладковатым запахом осенних яблок, а по утрам осенний воздух пахнет свежестью. Осень – настоящая художница, она мастерски разукрашивает природу в самые разные цвета и оттенки.
Воспитатель:
- Ребята, а листочки, каких оттенков можно увидеть осенью (золотые, багряные, красные, коричневые, желтые)
- Деревья надевают разноцветный наряд. На прогулке мы с вами часто наблюдали за листочками, послушайте и скажите, что это за явление:
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (Листопад)
- Вот мы с вами сейчас тоже устроим листопад, и послушаем шуршание листьев.
- Я возьму осенний зонтик, на нем листочки. Возьмите аккуратно по листочку в руку, а теперь вы наберете побольше воздуха и начнете дуть на листья, так листочки кружатся на ветру.
-У вас очень хорошо получается, вы так старались, такой ветер подняли, что все листья разлетелись, помогите мне их собрать.
Дети садятся на свои места
Воспитатель:
- Ребята, поэты, и художники, и композиторы старались в своих произведениях сохранить осеннюю красоту.
Сегодня и мы с вами будем художниками и попробуем сохранить осеннюю красоту, чтобы её яркими красками можно было любоваться вновь и вновь.
Я предлагаю нарисовать своё осеннее дерево, но не красками, а при помощи пластилина.
Показ выполнения работы
Силуэты деревьев будут слегка выпуклыми, и сохранят объём.
1. Определить с детьми строение дерева: ствол к вершине постепенно утончается, у земли наоборот ствол шире. Ветки отходят от ствола с двух сторон, внизу более длинные, короткие наверху ствола. По бокам основных веток расположены маленькие веточки - деточки.
2. Из кусочков коричневого пластилина делаем дерево. Вначале скатываем длинный жгутик «колбаску» и делаем ствол дерева. Слегка прижать верхушку, не расплющивая, чтобы она осталась тонкой, в нижней части ствола «колбаску» следует прижать к картону, чтоб она стала шире. Слегка размазать, предать рельефную форму ствола.
3. Накатать тонких коричневых «колбасок» и выложить их по контуру ствола и веток (длину которых регулировать стекой).
4. Чтобы сделать цветные листики из пластилина нам понадобятся, какие цвета? (ответы детей) Выбор цвета. Выбираем нужного цвета кусок пластилина и отщипываем маленький кусочек, делаем шарик, а затем сплющиваем его, придавая форму листочка. Затем закрепляем на дереве, и рядом на земле около дерева.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья осины,
Листики тополя,
Листья рябины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Выполнение работы.
Во время работы детей слежу за осанкой, оказываю индивидуальную помощь.
(звучит «Осенний вальс» Шопен)
Рефлексия
Воспитатель:
-Ребята, чем мы сегодня занимались?
-Как мы это делали? Что вам понравилось?
-Посмотрите, какие замечательные осенние деревья у нас получились. У нас получился осенний лес. А чтобы он нас и дальше радовал, мы сделаем выставку ваших работ.
- Я думаю, вы постарались не меньше, чем волшебница Осень.