Vinaora Nivo Slider 3.x
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Тема: «Народный быт»

Цель: Обогащать знания детей о народных традициях, фольклоре.

Задачи по  образовательным областям

 «Познавательное развитие»

- -Приобщать  детей к народной культуре (народные праздники и традиции).

- Содействовать  атмосфере  национального быта.

- Учить понимать историческую преемственность с современными аналогами(лучина –керосиновая лампа,  электрическая лампа ит.д.).

-Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания.

- Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

 «Речевое  развитие»

- Помочь детям в постижении языковых богатств живой народной речи, пополняя и обогащая словарный запас, используя потешки, пословицы, поговорки, загадки, частушки;

- Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний

о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве.

 «Художественно-эстетическое   развитие»

-- Развивать индивидуальность ребёнка, творческие способности через приобщение к духовным ценностям.

- Развивать самостоятельность, желание проявлять инициативу.

-  Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

- учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, использовать приемы приманивания, рисование концом кисти (точки).

«Социально-коммуникативное»

-развивать социальный и эмоциональный интеллект

-формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, -

-формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к традициям и быту русского народа

«Физическое развитие»

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

-Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

-Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью.

Методы и приемы:

Словесный, наглядный, игровой, практический

Материалы и оборудование: картинки и загадки о древнерусских предметах быта; русская изба, предметы быта.

квадраты бумаги белой (цветной) размером 15 х 15 см, гуашь в зависимости от выбранных цветов.

Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций старинных изб, утвари, одежды русского народа, чтение русских народных сказок, потешек, прибауток, разучивание народных игр

Индивидуальная работа: Со Славяной, Ваней, Эвелиной  - закрепить знания о предметах старины

Словарная работа: Светёлка, посиделки ,лучина ,небосвод, хоровод, сусеки

Содержание организованной деятельности детей

1. Мотивация Звучит русская народная мелодия).

Воспитатель читает стихотворение:

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

- Сегодня я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, в какие русские народные игры играли.

2. Словарная работа.(с показом видео)

Завалинка - земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Светёлка (устар.) — небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Посиделки (устар.) - зимняя вечеринка молодёжи в деревне.

Лучина — тонкая длинная щепка.

Небосвод - то же, что небо.

Хоровод - русская народная игра - движение людей по кругу с пением и пляской.

Горелки - русская народная игра, в которой Стоящий впереди ловит других участников, убегающих от него поочерёдно парами.

Быт людей - повседневная жизнь.

Сусеки — отделения в ларе — в большом деревянном ящике для хранения муки.

Досуг - свободное от работы время.

- Как понимаете слово» посиделки»

-Почему их называли «праздником души»?

3. Экскурсия в русскую избу.

Комнату в избе называют горницей, она является и кухней, и гостиной, и спальней.

Главным в избе была печка. Печь – душа русского дома, она была большая, обогревала всю избу и людей.

А для чего нужна была печка (Чтобы готовить пищу, отапливать избу, валенки, спать на ней.)

-Что готовили в печи (Пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, борщ, тушили мясо, рыбу, овощи.)

-В чем варили еду? (В чугунке, в горшке) .

Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

На Руси в старину бывало, когда заканчивали работу, люди собирались вечерами, беседовали, пели песни. Особенно хорошо в избе зимой, за окном дедко Морозко, да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к тёплой печке, сказки слушают. Ох, хорошо!

- А какая польза была от печи? (готовили пищу, освещала избу, согревала)

- Чем она освещала избу? (древесные угольки)

- А почему говорят «согревала»? (от печи жар струился)

- Чем топили русскую печь? (дровами)

- Какое дерево использовали для топки печи? (берёзу)

- Почему берёзу? (дольше горела и больше тепла)

Отгадайте-ка загадку:

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча. (печка)

-Что еще вы видите в избе (Сундук, прялка, лавка,деревянная ложка, самовар.)

-Кто знает, для чего нужен сундук (В сундуках лежали, белье, ценные вещи)

- А кто знает, для чего нужна прялка?

Прялка служила для ручного изготовления нитей из кудели (шерсть; или лен).

- Вот так пели песни девушки и женщины, собираясь в долгие зимние вечера в одной избе на посиделки.

— В старину вечерами избы освещались горящими лучинами, которые вставляли в железную подставку - светец.

-А еще что вы видите в горнице (Колыбелька с младенцем.)

- А что такое колыбелька (Это кроватка, которую мастерил для своего ребенка отец.)

-Давайте споем ему колыбельную. Кто знает, что такое колыбельная?

- Это песенка, под которую засыпает ребенок. (Пение колыбельной песни «Баю-баю за рекой …»)

Баю-баю, за рекой

Солнце скрылось на покой,

А у Мишиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки-заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам под осинку,

Мише на перинку.

-Ну вот наш малыш и заснул.

На посиделки парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался. А что еще делали на таких посиделках? Пели песни, игры играли. (. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» ,«Горелки».

-Ребята, давайте, когда мы пойдем на прогулку поиграем в одну из русских народных игр «Горелки».

Что за диво посиделки на Руси!

Так и хочется и вас, детишек, пригласить.

Вечерком зимой студёной

В тёплый дом зайти с поклоном

Да совета у сердечка попросить!

- А совет простой — беречь пляски и песни народные, слово русское хранить, потому как в этом скрыта душа народа. Я хочу, чтобы каждый из вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавая своим будущим детям и внукам любовь к России.

4. Рисование. «Платочек для русской красавицы»

Методика проведения: показать детям квадрат белой бумаги, у каждого на столе лежат такие «платочки», их дети будут украшать цветами. Объяснить, что украшать нужно середину и уголки (спросить, где они находятся). Показать, как нарисовать цветок способом приманивания, располагая лепестки симметрично. Определить (спрашивая детей) последовательность выполнения узора: сначала надо найти середину квадрата, отметить ее капелькой воды, проверив, правильно ли она найдена, начинать рисовать, затем размещать цветы по углам.

5. Рефлексия.

- О чем мы беседовали?

- Что нового вы узнали?

- Какую песню мы пели?

- Что рисовали?

- В какую игру играли?

1.

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

- Сегодня я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, в какие русские народные игры играли.

2. Словарная работа.(с показом видео)

Завалинка - земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Светёлка (устар.) — небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Посиделки (устар.) - зимняя вечеринка молодёжи в деревне.

Лучина — тонкая длинная щепка.

Небосвод - то же, что небо.

Хоровод - русская народная игра - движение людей по кругу с пением и пляской.

Горелки - русская народная игра, в которой Стоящий впереди ловит других участников, убегающих от него поочерёдно парами.

Быт людей - повседневная жизнь.

Сусеки — отделения в ларе — в большом деревянном ящике для хранения муки.

Досуг - свободное от работы время.

- Как понимаете слово» посиделки»

-Почему их называли «праздником души»?

3. Экскурсия в русскую избу.

Комнату в избе называют горницей, она является и кухней, и гостиной, и спальней.

Главным в избе была печка. Печь – душа русского дома, она была большая, обогревала всю избу и людей.

А для чего нужна была печка (Чтобы готовить пищу, отапливать избу, валенки, спать на ней.)

-Что готовили в печи (Пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, борщ, тушили мясо, рыбу, овощи.)

-В чем варили еду? (В чугунке, в горшке) .

Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

На Руси в старину бывало, когда заканчивали работу, люди собирались вечерами, беседовали, пели песни. Особенно хорошо в избе зимой, за окном дедко Морозко, да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к тёплой печке, сказки слушают. Ох, хорошо!

- А какая польза была от печи? (готовили пищу, освещала избу, согревала)

- Чем она освещала избу? (древесные угольки)

- А почему говорят «согревала»? (от печи жар струился)

- Чем топили русскую печь? (дровами)

- Какое дерево использовали для топки печи? (берёзу)

- Почему берёзу? (дольше горела и больше тепла)

Отгадайте-ка загадку:

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча. (печка)

-Что еще вы видите в избе (Сундук, прялка, лавка,деревянная ложка, самовар.)

-Кто знает, для чего нужен сундук (В сундуках лежали, белье, ценные вещи)

- А кто знает, для чего нужна прялка?

Прялка служила для ручного изготовления нитей из кудели (шерсть; или лен).

- Вот так пели песни девушки и женщины, собираясь в долгие зимние вечера в одной избе на посиделки.

— В старину вечерами избы освещались горящими лучинами, которые вставляли в железную подставку - светец.

-А еще что вы видите в горнице (Колыбелька с младенцем.)

- А что такое колыбелька (Это кроватка, которую мастерил для своего ребенка отец.)

-Давайте споем ему колыбельную. Кто знает, что такое колыбельная?

- Это песенка, под которую засыпает ребенок. (Пение колыбельной песни «Баю-баю за рекой …»)

Баю-баю, за рекой

Солнце скрылось на покой,

А у Мишиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки-заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам под осинку,

Мише на перинку.

-Ну вот наш малыш и заснул.

На посиделки парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался. А что еще делали на таких посиделках? Пели песни, игры играли. (. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» ,«Горелки».

-Ребята, давайте, когда мы пойдем на прогулку поиграем в одну из русских народных игр «Горелки».

Что за диво посиделки на Руси!

Так и хочется и вас, детишек, пригласить.

Вечерком зимой студёной

В тёплый дом зайти с поклоном

Да совета у сердечка попросить!

- А совет простой — беречь пляски и песни народные, слово русское хранить, потому как в этом скрыта душа народа. Я хочу, чтобы каждый из вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавая своим будущим детям и внукам любовь к России

Дальше рисование

Новости

Воспитанники старшего дошкольного возраста приняли участие в олимпиаде "По дороге знаний"

Cотрудники Госавтоинспекции совместно с воспитанниками детского сада, представителем образования провели профилактическую акцию «Будь те осторожны на дороге!»

«За безопасность детей на дороге!»

В преддверии Нового года, в старшей логопедической группе "Рыбка" прошла акция "Письмо солдату"

В преддверие Всемирного дня Футбола в спортивном зале нашего детского сада состоялась встреча воспитанников старших групп с тренером –преподавателем по футболу

24 и 25 ноября 2022 года в старших дошкольных гриппах нашего сада провели самый светлый и нежный праздник – День Матери

Своих не бросаем!

Воспитанники детского сада активно приняли участие в краевом фотопроекте # БудьЯрче26

"Предупредить, научить, помочь - главный девиз гражданской обороны! Дети старшего дошкольного возраста закрепляли и углубляли свои знания при возникновении чрезвычайных ситуаций.

16 сентября 2022 года на стадионе «Юность» села Александровского был организован семейный спортивный праздник «День здоровой семьи»

Объявления

Нет элементов в категории.

Мероприятия

«Зимняя прогулка со Снеговиком»

Новый год — это время волшебства, улыбок и счастья

Родители подготовительной логопедической группы «Радуга» приняли участие в создании игротеки «Создаем игры своими руками».

Конспект проведения образовательной деятельности по рисованию с детьми второй группы раннего возраста «Алёнушка»

Конспект прогулки по теме «Игра  - путешествие по дорожкам осени» в подготовительной группе «Пчелке»

Экологическая акция по сбору макулатуры «Сдай макулатуру – спаси дерево»

 

Конспект проведения дидактической игры «Огород» по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) во второй группе раннего возраста «Аленушка»

Проект «Мы знакомимся с природой»

Конспект по образовательной деятельности (образовательной области «Познавательное развитие») (природное окружение) по теме: «На прогулку к солнцу» в младшей группе «Колокольчик»

В.Сутеев «Под грибом»

Яндекс.Метрика

Разработка и обслуживание сайтов «CоветникПРОФ» г.