Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 20 «Рябинушка» с.Александровское
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
(формирование элементарных математических представлений)
по теме «Математическая викторина» в подготовительной группе «Пчелка»
Подготовил воспитатель:
Кустовская Е.В.
март 2023год
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) по теме «Математическая викторина»
Цель: формирование логико – математических представлений у дошкольников через применение инновационных педагогических технологий.
Задачи по образовательным областям.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
2. Уточнить знание известных геометрических фигур.
3. Систематизировать представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
4. Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание.
5. Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме при решении математических загадок.
6. Развивать смекалку, воображение, логическое мышление при использовании инновационных педагогических технологий (кроссворды, ребусы, лабиринты, логический квадрат, задачки – шутки, дидактическая игра «Геоконт», дидактический материал палочки «Кюизенера»).
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Развитие коммуникативных способностей
1.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща заниматься; умение самостоятельно находить общие интересные занятия, развивать желание помогать друг другу.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи
1.Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Приобщение к искусству
1.Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему.
Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
1.Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями во время проведения физминутки.
Методы и приемы: вопросы к детям по выяснению знаний, игровой метод, объяснение, показ действий, самостоятельная работа детей.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: кроссворды, ребусы, картинки для составления задач.
Раздаточный материал: логические квадраты, логические лабиринты, цветные карандаши, наборы цифр для детей и ведущего от 1 до 10; дидактическая игра «Геоконт», цветные палочки «Палочки Кюизенера».
Словарная работа: согласование существительных с числительными.
Предварительная работа: работа в тетрадях, дидактические игры, разгадывание кроссвордов, решение логических и математических задач, повторение месяцев, дней недели, разучивание физминутки.
Индивидуальная работа: Вова, Степан - Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание.
Ход
Мотивация
Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И играть с вами начнём.
Воспитатель: есть разные игры, и в одну из них мы сегодня поиграем. Но сначала помогите мне ответить на вопрос «что такое викторина?». Ребята, посмотрите, на столе лежат карточки, возьмите по одной карточки.
Посмотрите на них, у кого одинаковые рисунки, объединяйтесь по картинкам. (деление на команды по геометрическим фигурам из 7 человек).
Вот две команды. Команды прошу пройти за столы.
Правила викторины: внимательно слушать вопрос, советоваться с командой, по просьбе ведущего дать ответ и отвечать полным ответом, запрещается подсказывать и выкрикивать ответы, чья команда будет выкрикивать, у той команды ведущий забирает один жетон. Оценивать вас будет жюри.
«Шифровка»
Надо расшифровать название своих команд. На столах лежат карточки, на которых написаны буквы и цифры. Под каждой буквой написана цифра, нужно цифры поставить по порядку и записывать соответствующую цифру, тогда расшифруется название команды.
«ЗНАЙКИ»
И Й А З К Н
6 4 3 1 5 2
«УМНИКИ»
И Н И М У К
4 3 6 2 1 5
Одна команда называется «Знайки», а вторая «Умники». Поприветствуйте друг друга. Сейчас всем командам нужно посовещаться и выбрать капитана. Но сначала вспомним, каким должен быть капитан (находчивым, умным, быстрым, внимательным, смелым). У команды «Знайки» кто капитан? А у команды «Умники»? И так начинаем.
Конкурс «Разминка».
Каждой команде буду задавать вопросы, за каждый правильный ответ получаете жетон (каждой команде предлагается по 6 вопросов).
Вопросы первой команде «Умники»:
1. Назовите самый короткий месяц года.
2. Назовите последний месяц года.
3. Сколько дней в неделе?
4. Сколько времён года, назовите их?
5. Назови соседей цифры 15 (14 и 16).
6. На дереве сидели птицы. После того, как к ним ещё прилетели 2, их стало 4. Сколько птиц сидело на дереве?
Вопросы второй команде «Знайки»:
1. Назовите самый короткий в названии месяц года?
2. Назовите первый месяц года?
3. Сколько месяцев в году?
4. Назовите дни недели.
5. Назовите соседей числа 18 (17 и 19)
6. Котята пили молоко из блюдечка. После того, как к ним подошёл ещё 1, их стало 5.Сколько котят пили молоко?
Задачки - шутки
Вопросы первой команде:
1. Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным).
2. Сколько ушей у двух мышей? (Четыре).
3. Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком).
4. Сколько лап у курицы? (у курицы нет лап).
5. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).
6. Петух снёс яйцо. Кому оно достанется? (никому).
7. В зоопарке было 4 медведя и 3 барана. Сколько диких животных было в зоопарке?
8. На берёзе росло 5 яблок.3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на берёзе? (нисколько, на берёзе яблоки не растут)
Вопросы второй команде:
1. Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра).
2. Сколько хвостов у двух ослов? (Два)
3. Какую птицу называют почтальоном? (Голубя).
4. Сколько орехов в пустом стакане? (стакан пустой, значит в нем ничего нет).
5. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги).
6. Какие животные всегда спят с открытыми глазами? (Рыбы).
7. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, так как не умеет говорить).
8. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают).
Конкурс «Логический квадрат»
Каждому ребенку дается карточка с индивидуальным заданием. По итогу задания команда получает жетон.
Конкурс «Математический»
Воспитатель: На столах у вас лежат цифры. Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде, а вы должны будете выбрать цифру, соответствующую правильному ответу и поднять её, здесь мы будем использовать цветные палочки «Палочки Кюизенера»
(Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов).
Как-то, ночью под кусточком
Грибы выросли опять.
2 грибочка и 3 грибочка
А всего их ровно …. (5) «знайки»
Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, 2 синицы.
Сколько птиц? Ответь скорей! (3) «умники»
У меня и Аллочки
Десять счётных палочек.
Две из них сломались.
Сколько их осталось? «знайки» (8)
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать –
Кто их может сосчитать? «умники» (4)
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
пять румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их? «знайки» (8)
В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка,
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят? «умники» (5)
Конкурс «Составь задачку»
Я вам задавала задачки, а теперь предлагаю вам по картинке составить свою задачку.
Конкурс «Капитанов»
В: Сейчас наши капитаны переходят за отдельные столы. Для них на столах
лежат задания. Кто первым из капитанов справится, поднимает руку. На столах для каждого капитана лежит дидактическая игра «Геоконт» и схемы. Вам нужно внимательно рассмотреть схему и сделать из резинок ту же самую фигуру, которая изображена на схеме. Раз, два, три, начни.
Победитель получает жетон для своей команды. Команды, поддержите своих капитанов. Молодцы, давайте будем проверять.
А сейчас я приглашаю команды отдохнуть и поиграть.
Игра «Живые цифры» (Физминутка).
Команды стоят напротив друг друга в руках у каждого по одной цифре (от 1
до 10). Ведущий посередине с набором цифр. Ведущий поднимает число (по
очереди для каждой команды) и к нему должны выбежать «соседи» поднятого числа. (3-4 раза);
Конкурс «Математический кроссворд»
Воспитатель: команда будет отвечать на вопросы кроссворда, а желающие дети будут записывать правильные ответы.
Конкурс «Ребусы»
Воспитатель: предлагает детям несколько вариантов ребусов. За правильный ответ команда получает жетоны.
Конкурс «Лабиринт»
Детям предлагается индивидуальная работа по работе с лабиринтами. Чья команда быстрее и правильнее справляется с работой, получает жетон.
Мотивация
Вот подошла к концу наша математическая викторина. Пришло время подвести итоги. Каждая команда считает свои жетоны.