Тема: «Составление коллективного рассказа по серии картин «Как щенок нашел друзей».
Цель: продолжать развивать связную речь детей через составление коллективного рассказа по серии картин.
Задачи по образовательным областям:
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи.
-Совершенствовать навыки рассматривания картин, формировать целостное представление об изображенном на них (с использованием технологии «Кубик Блума»).
-Совершенствовать умение использовать в речи притяжательные прилагательные.
-Помочь детям правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей
-Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическая культура.
-Развивать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Развитие коммуникативных способностей».
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
-Создавать условия для развития социального эмоционального интеллекта детей.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ознакомление с окружающим миром.
-Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
-Подводить детей к умению самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальная деятельность.
Способствовать развитию мышления, фантазии.
Методы и приёмы: беседа – диалог, динамическая пауза, дыхательные упражнения, техника «Кубик Блума», мягкая игрушка Щенка.
Материалы и оборудование: кубик «Блума», магнитофон, аудио запись «Не дразните собак» музыка Е. Птичкина слова М. Пляцковского, мольберт, серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей?».
Словарная работа: «бездомный», «бедолага», «технология».
Индивидуальная работа: с Никитой, Владом – совершенствовать умение согласовывать слова в сложные предложения.
Предварительная работа: беседа на тему «Дружба», чтение художественной литературы по теме «Дружба» , Николаева Т. Г. «Про Собаку, у которой не было имени», Носов Н. Н. «Бобик в гостях у Барбоса», разучивание пальчиковой гимнастики, физминутки «Щенок», использование дидактических игр «Накорми щенка», «Построй будку щенку» и т.д.
Ход:
1. Мотивация.
Отгадайте мою загадку:
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.
(щенок)
2. Рассматривание картин.
-Картина№1:
Вопросы по картине:
-Какое время года на картине?
-Почему вы так думаете?
-Кто изображен на картине?
-Что делает щенок?
-Как он выглядит?
-Почему щенок такой печальный?
-Почему щенок никуда не уходит?
- Картина №2
Вопросы по картине:
-Кого вы видите на картине?
-Как одеты девочки и что у них в руках?
-Почему девочки остановились около щенка?
-Как чувствует себя щенок?
-Картина №3:
Вопросы по картине:
-Кого вы видите на третьей картине?
-Где находятся девочки и щенок?
-Как одеты девочки?
-Как выглядит щенок?
-Что он делает?
-Как смотрят на щенка девочки?
-Что изображено на картине, висящей на стене?
-Картина № 4:
Вопросы по картине:
-Что делают девочки на этой картине?
-А что делает щенок?
-Почему он уснул?
-О чем разговаривают девочки?
-Почему они решили забрать щенка к себе домой?
-Как девочки смотрят на щенка?
Динамическая пауза.
«Маленький щенок»
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
4. Игра с кубиком Блума .(ТЕХНИКА «Кубик Блума»)
1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
- Как можно назвать рассказ?
- Кто главные герои рассказа?
- Какое время года было на улице? и др.
2. Грань «Почему»- развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
-Почему щенок был на улице один?
-Почему девочки взяли щенка домой?
-Почему девочки улыбались глядя на спящего щенка?
3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
- Объясни, как удавалось Щенку повстречать друзей?
- Объясни, почему щенок остался жить у девочек дома?
4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
-Придумай, свою версию концовки рассказа.
5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
-Закончи фразу «Как плохо, что (когда…», «Мне очень понравился рассказ, потому что …»
6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.
-Предложи, как бы ты поступил на месте девочек?
-Предложи, как можно было еще спастись щенку?
3. Чтение рассказа составленного педагогом:
Наступила дождливая поздняя осень. Маленький бездомный щенок остался на улице по дождем совсем один. У него не было хозяина, он был голоден, сильно замерз, промок и не знал куда идти.
Мимо шли две сестрички. У них был желтый зонтик и резиновые сапоги. Девочки увидели мокрого щенка прямо посреди лужи и пожалели его.
Они принесли бедолагу домой. Вытерли пушистым полотенцем, согрели и накормили.
Сытый щенок сразу заснул на теплом коврике, а девочки еще долго сидели на диване и смотрели на него добрыми, счастливыми глазами. Они назвали щенка Дружок и решили оставить его себе. Теперь у щенка появились настоящие друзья.
4.Составление рассказа детьми (по цепочке) с опорой на картинки-пиктограммы. Рассказывание одним ребёнком (по желанию)
Музыкальная минутка (аудио запись «Не дразните собак» музыка Е. Птичкина слова М. Пляцковского)
5. Рефлексия. Подведение итога.
-Чем сегодня мы занимались?
-Чему они научили?
-Что понравилось?
-В каком задании были проблемы?